Александр Зарайский (zarajsky) wrote in ukrpravo,
Александр Зарайский
zarajsky
ukrpravo

Categories:

Риски роста курса валют при покупке автомобиля

Оригинал взят у ivanromanuik в Риски роста курса валют при покупке автомобиля



Падение курса гривны влечет за собой массу неудобств. Неприятный сюрприз в связи с этим могут преподнести и покупателям авто. Речь идет в первую очередь о тех кто уже успел заказать поставку до курсового скачка и теперь оказался не в самой приятной ситуации.

Дело в том, что зачастую договор с дилером на поставку автомобиля содержит цену в гривнах, но с привязкой к иностранной валюте, доллару или евро. При этом оплата происходит именно в гривнах. В таком случае рост курса, по логике поставщиков, автоматически корректирует цену в национальной валюте Украины. Насколько это так на самом деле, можно сказать только исходя из положений конкретного договора.

Для наглядности я буду ссылаться на образец договора ТОВ «Вик-Экспо», одного из официальных дилеров автомобилей Skoda в Украине. На его примере можно рассмотреть возможный алгоритм действий во избежание потери нервов, денег и самого авто.



Пожалуй первое с чего стоит начать это положения о механизме определения стоимости автомобиля. В наведенном мною договоре стоимость указана в разделе 3, который я разместил чуть ниже.

В данном конкретном случае из-за отсутствия упоминания конкретной валюты на курс который ориентировались при заключении договора, привязки к иностранной валюте как бы нет.

Но при этом остается интересная норма о корректировке указанной цены которая закреплена в пункте 3.4 договора.





Б
Б2

В целом весь пункт 3.4 возлагает любые риски повышение затрат на доставку товара заказчику на самого заказчика, что само по себе может быть основанием для признания в судебном порядку этого конкретного пункта недействительным, то есть таким что не влечет правовых последствий для покупателя (ст.18 Закона Украины «О защите прав потребителя»).

Но пока данное положение не оспорено в судебном порядке, оно действующее, может и обязательно будет применено к покупателю при первой же возможности. Поэтому стоит внимательно подойти к его содержанию:

- во первых, речь идет о тех рисках которые не зависят от Поставщика (в случае увеличения/введения новых тарифных ставок, ввозных пошлин и др. обязательных платежей);
- во вторых, изменение заводом-производителем отпускной цены на транспортное средство, в частности в случае изменения курса евро/доллара США. 

При этом корректировка цены на основании изменения курса прямо привязана к тому обстоятельству, что цена в договоре должна быть выражена в иностранной валюте. Чего в этом договоре нету.

Еще интересней определение отправных точек курса для проведения корректировки цены. Согласно этому положению цена рассчитываются на основании курса на день окончательного расчета, хотя сама доплата производится в день передачи автомобиля. То есть, если рост курса был неизменным с момента заключения договора до дня полной оплати цены указанной в договоре, но вырос на момент передачи автомобиля – покупатель ничего никому не должен.


99999
Для того чтобы передача авто осуществилась, договором могут быть предусмотрены различные варианты. В наведённом мною договоре предусмотрено:

- доставка на склад Поставщика на протяжении 65 рабочих дней от дня заключения договора ;
- передача покупателю при условии полной уплаты ;

Поскольку, как показала практика, маловероятно что поставщик не захочет заработать на росте курса, в связи с чем забрать автомобиль даже при полной предоплате может стать проблемой.

Поставщик же при этом поначалу будет чувствовать себя вполне комфортно, поскольку и деньги и товар у него, также в ход может пойти провокация нарушений договора со стороны покупателя и использование «драконовских» положений договора об ответственности (в наведенном договоре раздел 6), в частности возможность реализовать авто в пользу третьего лица (как бы согласно п.6.3 договора). Цель – заставить покупателя добровольно раскошелится либо получить те же деньги от другого покупателя по новой продав авто и уже по новой цене.

Так вот, получить уже почти свою машину можно и без переплаты, если под конец строка отведенного поставщику для доставки или на момент уведомления о доставке, покупателем произведена полная оплата и предъявлены соответствующие требования. Причем, то что требования передать авто предъявлялись нужно зафиксировать (свидетели, письменное требование заказным письмом с уведомлением).

Так что, перед тем как соглашаться на те предложения которые «для быстрейшего» решения проблемы с передачей авто предлагаются дилером, стоит не спеша и внимательно просмотреть положения договора и сопутствующих документов. Проконсультироваться у специалиста. Вполне возможно, что Вы ничего доплачивать не должны.

Кроме того, вполне возможно, что быстрее, надежнее и выгоднее будет отстаивать свою позицию, использовать те положения, что выставят нарушителем договора поставщика. И в итоге если и не принесут полного успеха в переговорах, но дадут возможность пойти на «разумный» компромисс.


Явными признаками того, что прав все-таки покупатель являются:

- отсутствие или отказ поставщика от дачи письменных требований к оплате дополнительной сумы/курсовой разницы;
- требование к покупателю заключить дополнительное соглашение (если покупатель должен доплатить, то для этого должно быть достаточно первоначального договора);
- угрозы на тему что «договор подписан неуполномоченным лицом» и поставщик будет признавать договор недействительным и т.п. (в силу ч.3 ст. 92 ГК Украины довольно проблематично доказуемо и принесет гораздо больше проблем дилеру чем покупателю).

В любом случае, грамотная позиция с опорой на положения договора, вплоть до иска в суд с требованием исполнения обязательства по передаче авто (сам иск освобожден от уплаты судебного сбора и может быть подан по месту жительства покупателя), вполне может поспособствовать хоть и не так быстро, но наверняка выйти из подобной ситуации с наименьшими потерями. Тот же поставщик в силу Закона Украины «О защите прав потребителя» тоже несет ответственность за задержку передачи авто в размере 3% стоимости авто в день (ч.5 ст.10 Закона).

Даже оплата, если только не на основании дополнительного соглашения, требуемой дилером сумы, не воспрещает признать в дальнейшем пункт договора, на основании которого производилась оплата, недействительным в судебном порядке и как следствие вернуть эти деньги.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments